Due diligence

Due Diligence — всестороннее исследование деятельности компании: оценка ее финансового состояния и положения на рынке, выявление финансовых, налоговых, юридических и прочих рисков.

Due Diligence дает исчерпывающую информацию для принятия решений о покупке, продаже, реструктуризации бизнеса, создании совместного предприятия, выдаче кредита.

Комплексная процедура Due Diligence включает:
  • Финансовый Due Diligence – исследование способности компании приносить доход;
  • Правовой Due Diligence – исследование деятельности компании на предмет соответствия требованиям законодательства и оценка риска возможных претензий со стороны контрагентов и государственных органов;
  • Налоговый Due Diligence – анализ выполнения компанией налоговых обязательств, оценка налоговой нагрузки и выявление возможностей оптимизации налогового бремени;
  • Операционный Due Diligence – сравнительный анализ информации о возможностях развития производства, системы продаж, технологий и кадрового потенциала компании.

Мы предлагаем проведение комплекса процедур, либо одного из этапов, в зависимости от ситуации и целей заказчика. Состав услуги, предлагаемого нашей компанией, определяется в зависимости от потребностей клиента. Целью исследования может быть оценка состояния как одного из аспектов деятельности компании (юридический, налоговый, финансовый, управление и маркетинг), так и одновременно всех указанных направлений.

Оценка финансового состояния

Финансовый Due Diligence представляет собой процедуру формирования объективного представления о текущем финансовом состоянии и перспективах компании. Помимо проверки достоверности и соответствия финансовой отчетности законодательным требованиям, что является предметом аудита финансовой отчетности, финансовый Due Diligence поможет оценить всю финансовую систему бизнеса.

В рамках финансового Due Diligence могут быть осуществлены:
  • комплексный финансовый анализ деятельности компании или тематический анализ отдельных направлений (доходов и расходов; дебиторской и кредиторской задолженности; активов и источников финансирования и др.);
  • оценку эффективности и адекватности применяемых систем учета (бухгалтерского, управленческого) и контроля в компании;
  • оценку эффективности применяемых в компании методов планирования и бюджетирования;
  • анализ финансовой схемы бизнеса и круга юридических лиц, результаты деятельности которых участвуют в формировании финансовых показателей бизнеса.
  • Результатом финансового Due Diligence является объективная оценка финансового состояния компании и рисков, способных оказать значительное влияние на ее финансовое состояние в будущем, а также рекомендации по их снижению. Однако, в зависимости от целей, стоящих перед клиентом, форматы конечного отчета могут различаться. Например, при осуществлении сделок по приобретению (продаже) бизнеса финансовый Due Diligence будет содержать сведения, необходимые для формирования оптимальной рыночной цены сделки, а при принятии решения об инвестировании упор будет сделан на оценку финансовых рисков и возможности их снижения.

Правовой Due Diligence

Юридический Due diligence представляет собой проверку должной добросовестности и помогает сформировать объективное представление об объекте инвестирования. В рамках Due diligence проводится проверка надлежащей правосубъектности юридического лица, компетенции его органов управления, проверка юридической чистоты титулов собственности, обременений активов, наличия исковых требований и претензий, критериев банкротства и иных правовых рисков.

Результатом работы является объективная оценка существующих правовых рисков, появляется представление о том, какие сделки могут быть оспорены, принадлежат ли юридическому лицу заявленные им объекты собственности, каковы судебные перспективы компании, нет ли риска банкротства.

Процедура, как правило, включает:
  • анализ учредительных документов компании на соответствие требованиям законодательства;
  • выявление критических рисков при создании компании (уплачен ли основной капитал, проведена ли эмиссия регистрации акций);
  • проверку легитимности принятия решений единоличным исполнительным органом, советом директоров, общим собранием участников (акционеров), коллегиальными органами;
  • проверку законности владения юридическим лицом текущими владельцами, а также проверку законности владения основными средствами;
  • оценку наличия признаков банкротства и судебные перспективы судебных разбирательств;
  • оценить риски относительно правового статуса контрагентов.
  • выявление рисков и определение квалификации основных хозяйственных договоров, а также выявление возможных претензий контрагентов, органов государственного контроля;
  • проверку законности ведения юридическим лицом основной хозяйственной деятельности, наличия необходимых лицензий.
  • При необходимости могут быть проверены и другие стороны деятельности компании. Результатом работы является не только анализ имеющихся рисков, но и их оценка, а также выдача практических рекомендаций по устранению или минимизации выявленных нарушений.

Оценка налогового статуса компании

Налоговый Due Diligence призван дать покупателю достоверную информацию об исполнении приобретаемой компанией своих налоговых обязательств.

Это услуга по независимой проверке экономической деятельности и учетной системы организации, имеющая целью подтверждение соответствия действий клиента требованиям налогового законодательства.

С целью описания налогового статуса компании проводится:
  • целевая проверка налоговых обязательств и системы налогового учета с точки зрения возможной налоговой ответственности;
  • проверка состояния расчетов компании с бюджетом по налогам и иным обязательным платежам;
  • оценка вероятности предъявления претензий к организации налоговыми органами.
Налоговый Due Diligence позволяет:
  • получить целостную картину о налоговых обязательствах фирмы;
  • выявить существенные налоговые риски;
  • оценить возможность и размеры применения налоговых санкций;
  • выявить отраженные и скрытые переплаты по налогам.

Организационно-управленческий Due Diligence

Проведение организационно-управленческого Due Diligence включает в себя следующие процедуры:
  • анализ истории и перспектив развития компании в целом и (или) отдельных направлений деятельности;
  • анализ организационно-правовой формы компании;
  • оценку оптимальности организационной структуры и уровня корпоративного управления, а также функциональной и кадровой структуры компании;
  • оценку эффективности систем управления в целом и применяемых инструментов стратегического управления в частности;
  • оценку существующих бизнес-процессов, в том числе уровня их регламентации и работоспособности.

Оценка положения компании на рынке

Главной целью маркетингового Due Diligence является оценка внутренних и внешних рисков продаж и закупок, выявление неблагоприятных тенденций на рынке.

В рамках маркетингового Due Diligence могут проводиться:
  • анализ конъюнктуры рынка и перспектив его развития, в том числе анализ конкурентной среды, основных и потенциальных поставщиков и потребителей;
  • оценку положения компании на рынке, ее конкурентных преимуществ и деловой репутации;
  • оценку эффективности систем снабжения и сбыта, сложившихся в компании;
  • оценку эффективности маркетинговой и ассортиментной политики, а также политики ценообразования.
  • Целью проведения такого исследования, в первую очередь, является выявление и оценка рисков, способных оказать существенное влияние на деятельность компании, а также разработка путей их минимизации.